Казахстан стоит на пороге масштабных свершений – Жансеит Туймебаев
ЖАНСЕИТ ТУЙМЕБАЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ – РЕКТОР КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ
Наша страна стоит на пороге масштабных свершений. Пятого июня состоится всенародный референдум по внесению изменений и дополнений в Основной закон страны.
Предложенная Главой государства Касым-Жомартом Токаевым инициатива по внесению поправок в Конституцию несет в себе новые масштабные преобразования, направленные на совершенствование политико-правовой сферы и всех аспектов жизнедеятельности казахстанцев.
Конституционные изменения будут способствовать модернизации общественно-политической жизни страны, что повлияет на развитие экономики и качество жизни граждан Казахстана. С этой точки зрения в целесообразности и своевременности проведения референдума не может быть сомнения.
Инициировав масштабную политическую модернизацию в стране, Президент Касым-Жомарт Токаев отметил: «Вопрос проведения референдума всесторонне обсуждался в обществе, средствах массовой информации. Свои оценки высказали эксперты и гражданские активисты. Все предложения получили широкую поддержку. Обозначенные в Послании инициативы направлены на коренное преобразование нашей политической системы. Они исходили из многолетнего запроса граждан на расширение участия в управлении государством и глубинную демократизацию политических процессов. Для их эффективной реализации потребовалось внесение изменений и дополнений в Конституцию».
Данная реформа несет в себе историческую значимость, которая нацелена на комплексную трансформацию всей государственной модели. Поправки затронут 33 статьи Основного закона – это треть всей Конституции. Каждый гражданин Казахстана может внимательно прочитать и понять суть конституционных реформ, нацеленных на комплексную трансформацию всей государственной модели. Важно, чтобы каждый из нас осознал, что реформы знаменуют начало нового этапа развития Казахстана.
Трагические события января текущего года ясно показали, что Казахстан нуждается в кардинальных реформах всех сторон жизни нашего общества: экономической и политической, социальной и духовной. И эти реформы должны быть приняты на принципиально новом конституционном уровне. По выражению Президента Касым-Жомарта Токаева, Казахстан в настоящее время находится на этапе становления Второй республики. Данный термин означает, что в нашей стране происходит сложный и всеобъемлющий процесс общественной трансформации. «Вторая республика – это обновление государственной модели».
Говоря о необходимости проведения республиканского референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию РК, Президент неоднократно употреблял термин «плебисцит», который является одной из наиболее наглядных и очевидных форм прямого народовластия. По мнению Президента, «в Казахстане этот эффективный институт демократии не был задействован в полной мере. И на новом этапе развития, строя Новый Казахстан, мы должны всенародно принимать такие судьбоносные для нашей страны решения». Таким образом, используя термин «плебисцит», Глава государства особо подчеркнул специфику, важность и всеобъемлющий характер изменений, которые будут внесены в Основной закон страны.
В целом проект поправок направлен на кардинальное изменение политической и экономической системы нашей страны, восстановление социальной справедливости, на поддержку и развитие гражданского общества, ограничение государственной власти, защиту прав и свобод человека и гражданина.
Отметим несколько главных идей. Так, в статью 6 вносится следующее изменение: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство». По мнению Президента, «окончательное закрепление в Конституции нормы о том, что народ является собственником земли и природных ресурсов, будет иметь большое политическое значение, исключит любые разночтения в будущем». Государство будет отвечать перед народом за качество использования земли, ее недр, вод, растительного и животного мира, а также других природных ресурсов.
Обратим особое внимание на укрепление конституционно-правового механизма защиты прав и свобод граждан Республики. В Казахстане будет создан Конституционный суд. Такой суд действует в большинстве стран мира, в него может обращаться каждый человек по поводу действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также в случае нарушения его прав. Правом обращения в Конституционный суд наделяется Генеральный прокурор, уполномоченный по правам человека. По мнению экспертов, создание Конституционного суда усилит систему сдержек и противовесов, защиту конституционных прав граждан. Предоставление гражданам права прямого и самостоятельного обращения в Конституционный суд является более эффективным инструментом защиты их прав и свобод.
Также новой является норма, касающаяся полного запрета на смертную казнь. Наша правовая система основывается на признании приоритета естественных прав человека. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми. В новом варианте статья 15 звучит следующим образом: «Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь запрещается».
Существенным новшеством является введение на конституционном уровне института омбудсмена. Он действует практически во всех демократических странах. Следует отметить, что во многих европейских странах омбудсмен назначается парламентом, существуют также различные его виды. Особо значимым является институт детского омбудсмена. Введение в Основной закон нормы, касающейся омбудсмена, и принятие Конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека» имеют положительные последствия.
Отметим, что уполномоченный по правам человека в Казахстане будет отдельно упомянут в Конституции в статье 83-1. Омбудсмен восстанавливает нарушенные права и свободы человека и гражданина и способствует их продвижению. В своей работе он независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам.
Отметим также новые положения относительно расширения полномочий Парламента. Мажилис вправе отклонить любой проект закона большинством голосов от общего числа депутатов. Отклоненный законопроект будет считаться непринятым и будет возвращен разработчику. Сенат Парламента больше не будет принимать законы. Их будет принимать Мажилис, а одобряет Сенат – большинством голосов от общего числа депутатов палат.
Также отметим, что изменения коснулись ряда полномочий Президента. Парламент при этом получит больше полномочий. Эти поправки закрепят переход от суперпрезидентской к президентской республике с сильным Парламентом и самостоятельным Правительством.
Таким образом, изменения в Основной закон направлены на дальнейшее совершенствование механизма государства и механизма защиты прав и свобод человека. И поэтому долг каждого гражданина Казахстана выразить свое отношение к конституционным реформам на референдуме, который состоится 5 июня текущего года.
В стране активно ведется разъяснительная работа с населением по вопросам предстоящего всенародного референдума. По поручению Главы государства была создана рабочая группа, в состав которой вошли опытные эксперты, представители уполномоченных органов, а также ученые-правоведы Казахского национального университета им. аль-Фараби.
В преддверии референдума в КазНУ им. аль-Фараби прошел ряд мероприятий. Государственный секретарь Ерлан Карин, министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов приняли участие в работе Конгресса политологов по обсуждению эффективности реформ. Также состоялись встречи с депутатами Сената и Мажилиса, политологами, общественными деятелями страны.
На мой взгляд, предстоящий референдум – это исторический процесс, определяющий будущее нашего государства. Предлагаемые поправки в Конституцию имеют для страны особую значимость. Научное сообщество не должно оставаться в стороне. Будущее нашей страны зависит от каждого из нас. Мы должны сделать свой выбор, показать свою гражданскую позицию.
https://kazpravda.kz/n/kazahstan-stoit-na-poroge-masshtabnyh-sversheniy-zhanseit-tuymebaev/
В чем заключается значимость предстоящего референдума для казахстанцев, объяснил эксперт
АМАНЖОЛ НУРМАГАМБЕТОВ, ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ЧЛЕН РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ВЫРАБОТКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РК
Референдум как форма волеизъявления народа имеет многовековую историю. Так, в Древнем Риме плебеи в борьбе за равноправие с патрициями на своих собраниях, называемых плебисцитом, могли принимать решения, которые после прохождения установленных процедур обретали статус закона и являлись обязательными для всего народа.
По мере становления и развития государственности плебисцит использовался в разных странах, но наибольшее распространение он имел на европейском континенте. Наиболее последовательно плебисцит, переименованный в референдум, применялся во Франции после революции 1789 года. К примеру, Наполеон Бонапарт, еще будучи консулом, для получения широкой поддержки народа проводимых им реформ организовал референдум по проекту Конституции 1799 года.
Еще один пример из этой европейской страны: генерал Шарль де Голль был призван к власти в 1958 году, в период очередного политического кризиса. Он согласился с условием, что ему, как президенту страны, расширят полномочия и потребовал пересмотра принятой на референдуме в 1946 году Конституции, в соответствии с которой Франция являлась парламентской республикой, а у президента были в основном представительские функции. Национальное собрание Франции согласилось с требованиями Шарля де Голля и поручило ему не только формирование правительства, но и разработку новой Конституции, хотя было очевидным, что имеющиеся парламентские полномочия будут урезаны. Действительно, одобренная на референдуме в сентябре 1958 года Конституция Французской Республики предоставляла президенту широкие полномочия по принятию чрезвычайных мер вплоть до роспуска Национального собрания. При этом Шарль де Голль, будучи главой государства, не только единолично принимал решения, но и неоднократно выносил наиболее злободневные вопросы на общенациональный референдум. В результате он по праву был признан основателем Пятой республики, с которой справедливо связывают восстановление величия Франции.
Как известно, при разработке проекта Конституции РК 1995 года был использован опыт конституционного строительства Франции, в частности, отдельные положения Конституции 1958 года, касающиеся институтов Президента, Правительства, Парламента и их взаимоотношений. С другой стороны, в Конституции РК закреплено немало конституционных ценностей, основанных на опыте отечественного конституционализма с учетом международных стандартов. К примеру, нормы по вопросам государственности, территориальной целостности, по определению источника государственной власти, прав и свобод человека и гражданина, статуса земли и ее недр, других природных ресурсов и так далее без изменений или в модифицированном варианте перешли из Конституции 1993 года в действующий Основной закон. Вместе с тем за 27 лет со дня принятия Конституции в нее неоднократно вносились изменения и дополнения, в основном связанные с расширением полномочий Президента и определением его особого статуса, перераспределением полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти, изменениями выборной системы, деятельностью политических партий и так далее. В итоге Казахстан приобрел статус суперпрезидентской республики.
Провозглашение Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым курса на построение Нового Казахстана обосновывает потребность в системном обновлении всей законодательной базы страны и прежде всего Конституции. Исходя из этого, Глава государства в рамках конституционных полномочий принял решение инициировать новации в действующую Конституцию. В Послании народу Казахстана от 16 марта текущего года Президент страны изложил основные направления предстоящей конституционной реформы. Затем последовало его распоряжение о создании рабочей группы, которая в месячный срок должна была выработать предложения о внесении изменений и дополнений в Основной закон. Состав рабочей группы был опубликован в средствах массовой информации, и легитимность данного временного органа, созданного исключительно для выполнения конкретного поручения Президента страны, не вызывает сомнений. Кстати, такие структуры создавались и ранее, как при подготовке Конституций 1993 и 1995 годов, так и при внесении изменений и дополнений в действующий Основной закон.
Конституционный совет РК в ответ на обращение Президента страны представил заключение от 4 мая 2022 года о признании проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» соответствующим Конституции. По мнению Конституционного совета, предусмотренный в Послании комплекс мер имеет для страны определяющую значимость и призван создать прочный политико-правовой фундамент проводимым реформам. Вышеназванный законопроект был опубликован в средствах массовой информации, и Глава государства принял решение провести 5 июня 2022 года республиканский референдум – всенародное голосование по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики», имеющего исключительно важное значение для дальнейшей модернизации страны.
В настоящее время в Казахстане идет активная работа по уяснению и разъяснению положений законопроекта, затрагивающего в той или иной степени интересы каждого гражданина нашей страны. Уместно подчеркнуть, что идеи пересмотра ряда положений Основного закона в казахстанском обществе зрели годами, в частности, такие как недопустимость излишней концентрации властных полномочий в одних руках, целесообразность избрания депутатского корпуса по одномандатным избирательным округам, создание реальных условий для функционирования политических партий, восстановление Конституционного суда и другие.
Вместе с тем необходимость внесения иных новшеств в Основной закон продиктована самой жизнью. Как известно, Глава государства в период январских событий фактически оказался один против разветвленной и всесторонне подготовленной группы заговорщиков, намеревавшихся совершить государственный переворот. Возникает естественный вопрос: какие конкретные шаги предпринимались Парламентом и Правительством в смертельно опасные для страны дни? Не берусь комментировать или давать оценку создавшейся в то время ситуации, но отмечу, что в тот период каких-либо активных действий со стороны депутатов Парламента или членов Правительства не наблюдалось.
Учитывая все это, рабочая группа предложила дополнить Конституцию следующей нормой: в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности, законопроекты, внесенные в порядке законодательной инициативы Правительства Республики, подлежат рассмотрению Парламентом на совместном заседании его палат немедленно. Кроме того, Правительство вправе принимать под свою ответственность временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона, в указанных выше исключительных случаях, которые действуют до вступления в силу принятых Парламентом законов или до непринятия Парламентом законов. Таким образом, Парламент и Правительство при угрозе возникновения экстраординарных ситуаций в стране имеют возможность, в рамках своих конституционных полномочий, незамедлительно принимать соответствующие меры.
На сегодняшний день одной из наиболее обсуждаемых в Казахстане тем является предложение закрепить в Конституции норму, что «земля и ее недра, воды, растительный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство». С высокой долей вероятности можно предположить, что процесс реализации вышеназванной конституционной новации будет находиться в центре внимания казахстанского общества и после одобрения конституционных поправок на референдуме. Уверен, что это прекрасно понимает и Президент страны и, безусловно, в ближайшей перспективе на государственном уровне будут приняты соответствующие организационно-правовые меры, которые позволят казахстанцам и их потомкам на справедливой основе пользоваться благами национального богатства, такими как земля, ее недра и другие природные ресурсы.
Полагаю важным подчеркнуть, что первые шаги по борьбе с негативными явлениями в сфере использования земли, ее недр и других природных ресурсов предпринимаются уже сегодня. Прежде всего в целях эффективной реализации государственной политики в области регулирования земельных отношений усиливается государственный контроль за использованием и охраной земель, особенно земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, по официальным данным в Казахстане проведена ревизия всех месторождений полезных ископаемых. По результатам проверки расторгнуто 57 контрактов на недропользование, 118 недропользователей лишены лицензий, а 73 недропользователям направлены уведомления об устранении выявленных нарушений.
Как известно, в последнее время выявляются многочисленные факты рейдерства, когда лица, обладающие властными полномочиями, а также их родственники и приближенные, путем угроз, шантажа и других незаконных действий осуществляли рейдерские захваты земель у законных собственников, а также предприятий, в том числе предприятий, связанных с недропользованием, которые для рейдеров являются наиболее привлекательными. Глава государства неоднократно отмечал исключительную социально-экономическую опасность рейдерства и поручил правоохранительным и иным государственным органам вести бескомпромиссную борьбу с этим злом. Учитывая, что рейдерство во многих случаях носит латентный характер и нередко осуществляется на внешне законной основе, целесообразным является дальнейшее совершенствование законодательной базы противодействия рейдерству во всех ее проявлениях.
В анонсированном 16 марта текущего года Послании Президент страны заявил о необходимости перехода от суперпрезидентской формы правления к президентской республике, и это одно из главных условий результативности востребованных народом Казахстана реформ. При этом демонтаж прежней формы правления сопровождается укреплением роли Парламента и других государственных органов и общественно-политических объединений в строительстве Нового Казахстана – эффективного государства с сильным гражданским обществом. Эти идеи Главы государства прямо или опосредованно нашли отражение в подавляющем большинстве норм проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Все это, в свою очередь, предоставляет возможность укрепить правовой механизм сдержек и противовесов как действенный способ функционирования любого демократического государства, в число которых входит и Республика Казахстан.
Приближается исключительно значимый для всех казахстанцев день вынесения на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию РК. В этой связи выражаю уверенность в том, что каждый гражданин нашей страны проголосует за наше будущее, за Новый Казахстан.
https://kazpravda.kz/n/v-chem-zaklyuchaetsya-znachimost-predstoyashchego-referenduma-dlya-kazahstantsev-obyasnil-ekspert/
Референдум в Казахстане: и политика, и экономика
САРА ИДРЫШЕВА, ЧЛЕН РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ВЫРАБОТКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ЧЛЕН НКС КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕТА РК, Д. Ю. Н., ПРОФЕССОР КАЗГЮУ
В Послании Президента РК Касым-Жомарта Токаева от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» сказано, что «следует срочно приступить к разработке нового пакета структурных реформ в экономике и государственном управлении с учетом стратегии политической модернизации».
Главой государства поставлена задача о проведении не только политической, но и экономической реформы.
По сложившейся за три с лишним десятилетия практике экономические реформы означали переход на так называемые рыночные отношения. Основным институтом экономической системы государства стал рынок, а его главными постулатами – свободное предпринимательство и свободная конкуренция. В этих условиях практически единственным способом правового регулирования экономических отношений является закрепление единых подходов, основных начал построения новых экономических отношений в Основном законе государства, что логически создает условия для дальнейшего системного и поступательного движения в сфере регулирования рыночных отношений.
Говоря о конституционных основах экономических отношений в Республике Казахстан, следует иметь в виду роль и место Конституции в системе актов, закрепляющих основы экономической системы правового государства. В Конституции закрепляются нормы-принципы, то есть основные начала, которые определяют фундаментальные, базовые основы экономической системы страны, находящие затем более детальную регламентацию в отраслевом законодательстве.
Формально-юридический анализ содержания Конституции Республики Казахстан 1995 года показывает, что хотя в ее содержании отсутствует буквальное упоминание об экономических отношениях, множество норм имеет прямое отношение к основополагающим аспектам правового регулирования экономики нашего государства.
В контексте рассматриваемой темы ключевое значение имеют нормы пункта 4 ст. 26 Конституции, закрепившие принцип свободы предпринимательства: «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности».
Дальнейшая реализация конституционного принципа свободы предпринимательской деятельности нашла закрепление в Гражданском кодексе Республики Казахстан, законах о развитии предпринимательства, а ныне – в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан и других.
Одним из необходимых условий развития цивилизованных рыночных отношений является недопущение захвата рынка организациями-монополистами и недобросовестными конкурентами. Поэтому неразрывной составляющей рассматриваемого выше принципа является сопутствующее ему конституционное ограничение: «Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается».
В Послании 2022 года также отмечено, что важно «обеспечить честную и открытую конкуренцию, навсегда искоренить все искусственные монополии… в экономике…».
Вместе с тем реализация принципа свободы предпринимательства в условиях рыночных отношений ограничивается не только в сфере монополизма и недобросовестной конкуренции. Как указано в статье 1 Конституции, высшими ценностями в Казахстане как демократическом, правовом и социальном государстве являются человек, его жизнь, права и свободы. В республике признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией, именно они определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Это означает, что содержание законодательных и подзаконных актов, регулирующих рыночные отношения, не должно нарушать права и свободы человека.
Важность данного положения была еще раз подчеркнута в Послании-2022: «Серьезно усилится механизм защиты конституционных прав и свобод граждан. Считаю, что это приведет к повышению ответственности чиновников за качество принимаемых ими актов». Как отмечал Глава государства: «События начала января обнажили социальные проблемы, копившиеся в Казахстане годами, в том числе усугубившееся имущественное расслоение <...разрыв между богатыми и бедными попросту достиг недопустимого уровня».
В качестве одного из основополагающих принципов деятельности Республики в Конституции определено «экономическое развитие на благо всего народа» (п. 2 ст. 1). Данный конституционный принцип раскрывает суть социального государства, каковым конституирует себя Республика Казахстан. Тем самым целью введения рыночных механизмов экономического развития является «благо всего народа», всеобщее благосостояние. Реализации данного положения служат нормы ст. 20 и Главы 6 Предпринимательского кодекса: «Государством гарантируется и поощряется внедрение субъектами предпринимательства в своей деятельности социальной ответственности».
Однако презумпция социальной роли рыночной экономики и социальной роли бизнеса у нас находится еще на низком уровне, об этом было вновь заявлено Президентом Касым-Жомартом Токаевым на встрече с представителями отечественного бизнеса 21 января 2022 года. В этой связи в качестве основных принципов новой экономической политики Главой государства названы не только социальная ответственность предпринимателей, но и честная конкуренция, налоговая честность бизнеса. 19 мая 2022 года Президент Республики Казахстан на встрече с представителями бизнеса призвал их к активному участию в разработке Новой экономической политики, которая будет представлять «доктринальный документ», включающий в себя основные компоненты всех экономических политик: налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и так далее.
Исключительно важным для нашей страны было конституционное закрепление возможности передачи земельных участков в частную собственность (п. 3 ст. 26). Исторически у кочевых народов право на землю отождествлялось с имущественными правами не только на определенный, ограниченный в пространстве земельный участок, а с возможностью населения в зависимости от времени года владеть и пользоваться различными, немалыми по территории земельными угодьями, свободно кочевать по ним с целью обеспечения скота (а следовательно, и самого населения) надлежащим пропитанием. Отсюда право народа на землю и сама земля кочевников, включая иные природные ресурсы, признавались священными. В этой связи представляются отвечающими чаяниям народа предложения о внесении изменений в ст. 26 Конституции о принадлежности не только земли, но и иных природных ресурсов народу Казахстана.
Вместе с тем в статье 6 Конституции закреплено основное начало о том, что собственность обязывает служить общественному благу. Данный принцип предусматривает, что право собственности, хотя и относится к абсолютным правам, в то же время не является правом безграничным; имущество, принадлежащее лицу на праве собственности, не должно использоваться во вред иным лицам и всему обществу.
В качестве обязательств, налагаемых на обладателей права собственности и иных вещных прав, закреплены нормы о запрете собственникам причинения вреда иным участникам гражданского оборота, окружающей среде, о возложении на них бремени содержания своего имущества и другое. Так, законом от 3 января 2022 года в пункт 3 ст. 92 Земельного кодекса внесены изменения о сокращении срока принудительного изъятия неиспользуемых сельхозземель с двух лет до одного года. В апреле текущего года Президент РК вновь указал на необходимость усилить контроль за процессами рационального землепользования и возврата неиспользуемых земель.
Следует отметить также, что само государство является не только органом политической власти, но и участником рыночных экономических отношений в качестве собственника и обладателя иных вещных прав. Государство владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом на принципах равенства с иными субъектами хозяйствования. В качестве одной из форм управления своим имуществом государство создает коммерческие юридические лица в виде государственных предприятий, национальных компаний и холдингов, передавая им права владения и пользования государственным имуществом.
Вместе с тем Президент Касым-Жомарт Токаев уже в текущем году неоднократно критиковал деятельность нацкомпаний и ФНБ «Самрук-Қазына», который «стал громоздкой структурой с непрозрачной системой». В них действует «неэффективная система закупок, трудовые конфликты, убыточность, незавершенность масштабных проектов, чрезмерные расходы на содержание», тогда как «от эффективного функционирования «Самрук-Қазына», активы которого составляют около 60% ВВП Казахстана, напрямую зависит развитие всей экономики страны», поэтому ФНБ играет ключевую роль в управлении стратегическими активами страны.
В этой связи государством предусмотрены меры по сокращению квазигосударственного сектора, повышению его эффективности, прозрачности и подотчетности. А в проекте закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию РК предусмотрены нормы о запрете близким родственникам Президента занимать не только политические должности, но и должности руководителей субъектов квазигосударственного сектора.
Значительную долю участников рыночных отношений с участием государства составляют не просто хозяйственные общества и товарищества, а их объединения, именуемые в международном экономическом обороте общим термином «группа компаний» – нацкомпании и нацхолдинги, национальные управляющие холдинги, СПК, квазигосударственные предприятия. Деятельность таких компаний представляет публичный интерес, по этой причине она должна осуществляться с высоким уровнем обеспечения прозрачности и полного соответствия принципам корпоративного управления ОЭСР, о чем говорилось и Президентом Касым-Жомартом Токаевым.
Регулирующее воздействие на рыночные отношения государство оказывает посредством таких экономических инструментов, как бюджетная и налоговая политика, предоставление кредитов, создание и поддержка конкурентной среды, поддержание необходимой доли участия государства в экономике и так далее. Как констатировано в новой Концепции развития государственного управления, ныне процессы стратегического и бюджетного планирования ввиду разрозненности не в полной мере позволяют обеспечить достижение задач долгосрочного устойчивого развития страны.
Рыночный характер экономики Казахстана нашел отражение также и в нормах-принципах о праве на труд. Так, статьей 24 регламентировано, что каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, принудительный труд запрещен. Норму ст. 24 в части оснований привлечения граждан к такому труду ныне предлагается изменить, поскольку к принудительному труду можно привлечь не только на основании приговора по уголовному делу, но и на основании судебного акта о признании виновным в совершении административного правонарушения.
Анализ конституционных основ рыночных отношений требует также отражения роли органов государства в регулировании таких отношений. Так, Президент Республики Казахстан определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе экономической и социальной политики (ст. 40). Конституцией определено, что векторы экономической и неразрывно связанной с ней социальной политики в рыночных условиях определяет Правительство Республики Казахстан (ст. 66).
Новеллой, вытекающей из Послания Президента 2022 года, является исключение из Конституции права Главы государства отменять или приостанавливать действие актов акимов областей, городов республиканского значения, снимать с должности районных и сельских акимов (статьи 87 и 88). Усиливается статус Счетного комитета, в том числе и его название – Высшая аудиторская палата.
Все действия государственной власти должны быть социально ориентированы, направлены на воплощение конституционных основ рыночной экономики в повседневной жизни. Экономические отношения должны базироваться на социальном партнерстве между человеком и государством, как это отмечено в Послании 2022 года.
Учитывая низкий уровень социальной ответственности отечественных предпринимателей, отсутствие в течение длительного времени уполномоченного государственного органа по защите потребителей, пока еще недостаточно четкий статус института уполномоченного по правам человека, защита прав человека в нашем государстве требует особого внимания. Данный вопрос в Казахстане особо актуален, особенно обострились проблемы населения в период переживаемой ныне пандемии и инфляционных процессов. В этой связи как никогда актуальным видится предложение Президента Республики о повышении роли уполномоченного по правам человека путем закрепления соответствующих норм в Конституции.
Совершенствование вопросов организации и эффективного управления экономикой в рыночных условиях возможно также путем внесения изменений и дополнений в конституционные законы, в первую очередь – «О Парламенте» и «О Правительстве». В частности, в Конституцию предложено включить нормы о заслушивании отчетов Высшей аудиторской палаты на заседании Мажилиса два раза в год.
Достоинством Конституции Республики Казахстан является закрепление принципа разделения властей, дополненного и уточненного во исполнение Послания-2022. Вместе с тем одной из проблем казахстанского общества является слияние бизнеса и власти, о чем Президентом РК сказано и на встрече с представителями бизнеса в мае 2022 года, поэтому вопросы разделения экономической и политической власти должны быть предметом дальнейших правовых, экономических, социологических исследований.
Таким образом, резервы основных конституционных начал для дальнейшего эффективного регулирования экономических отношений являются неисчерпаемыми, позволяют и далее совершенствовать развитие экономики на благо народа. Одной из неотложных мер для достижения названной цели видятся принятие на референдуме представленного на обсуждение народа проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
https://kazpravda.kz/n/referendum-v-kazahstane-i-politika-i-ekonomika/
Конституциялық реформа. Қай бап қалай өзгереді. 88-бап
Ата заңымыздағы Жергiлiктi мемлекеттiк басқару және өзiн-өзi басқару жайлы баптарды қамтыған құқықтық құжаттың бірі – 88-бап.
4 тармақтан тұратын бұл бапқа бұған дейін де бірнеше рет өзгертулер мен толықтырулар енгізіліп, бірнеше рет түсіндірмелер жасалған. Десе де осы жолы бұл баптан бір ғана сөз алынып тасталды. Сол бір ғана сөздің өзі еліміздегі саяси жағдайға айтарлықтай өзгеріс енгізе алатынын айқын көрсетіп тұр.
Сөз басында айттық, 88-бап – еліміздегі әкімшілік басқару тетіктеріне арналғанын. Ал осы баптың 4-тармағындағы «Президенті» деген сөздің алынып тасталуы, баптың міндетін қаз-қалпында сақтағанымен, елдегі суперпрезиденттік жүйеден арылудың алғашқы қадамындай көрінеді.
Оқырманымызға түсінікті болуы үшін, 88-баптың қазіргі қолданыстағы нұсқасын ұсынып көрейік: «Әкімдердің шешімдері мен өкімдерінің күшін тиісінше Қазақстан Республикасының Президенті, Үкіметі не жоғары тұрған әкім жоюы мүмкін, сондай-ақ олардың күші сот тәртібімен жойылуы мүмкін» делінген қазіргі Ата заңымызда.
Осы жердегі «Президенті» деген сөзді әдейі ерекшелеп көрсетіп отырмыз. Себебі жаңадан ұсынылған жобада дәл осы сөз алынып тасталады. Яғни, бұдан былай жергілікті әкімдердің шешімдері мен өкімдерінің күшін жоюға Мемлекет басшысы араласпайды деген сөз.
88-бапқа енгізілген өзгерісті төмендегі салыстырудан анығырақ оқуға болады.
Айта кетейік, Конституциялық реформаға ұсынылған Ата заңымыздың жаңа нұсқасы жақында жарияланды. Ал ескі нұсқасы Ақорданың ресми сайтында жарияланған қазіргі кездегі қолданыстағы Конституциядан алынды.
88-бап
Жаңа нұсқада: 88-баптың 4-тармағындағы «Президенті» деген сөз алып тасталсын.
Ескі нұсқада: 88-баптың 4-тармағы
- Әкімдердің шешімдері мен өкімдерінің күшін тиісінше Қазақстан Республикасының Президенті, Үкіметі не жоғары тұрған әкім жоюы мүмкін, сондай-ақ олардың күші сот тәртібімен жойылуы мүмкін.
Ескерту. 88-баптың 4-тармағына түсініктеме берілді - ҚР Конституциялық Кеңесінің 2000.05.31 N 3/2 қаулысымен.
Естеріңізге сала кетейік, Конституциялық реформада өзгертілген баптар: 4-бап, 6-бап, 15-бап, 23-бап, 24-бап, 42-бап, 43-бап, 44-бап, 46-бап, 47-бап, 50-бап, 51-бап, 52-бап, 53-бап, 54-бап, 55-бап, 56-бап, 57-бап, 58-бап, 61-бап, 62-бап, 71-бап, 72-бап, 73-бап, 74-бап, 78, 82, 83-баптар, 87-бап.
https://baq.kz/konstitutsiyalyq-reforma-qay-bap-qalay-ozgeredi-88-bap_279785/
Облыс әкімдерін сайлау мәселесі кезең-кезеңімен қаралады – сенатор
Конституциялық реформаның тағдырын шешетін республикалық референдумға екі-ақ күн қалды. Осы қарбаластың алдында ҚР Парламенті Сенатының депутаты Ләззат Сүлейменнен сұхбат алудың сәті түсті. Талай жыл Орталық сайлау комиссиясында еңбек еткен сенатор референдумға шығарылатын өзгерістер төңіргеніде ел аузында жүрген даулы пікірлер туралы пайымын айтты. - Ләззат Жаңылысқызы, орталық сайлау комиссиясында талай жыл еңбек еткеніңізді білеміз. Дегенмен біздің елдің референдум өткізу тәжірибесі соншалықты бай деп айтуға келмейтін шығар. Бұл жолғы референдумның халық алдындағы, халықаралық аренадағы легитимділігі қалай қамтамасыз етіледі? - Иә, біздің елде референдум өткізу тәжірибесі қалыптасқан деп айтуға келмейді. Осы 30 жыл ішіндегі бұл үшінші референдум. Референдум кезінде байқаушылар қатысады. Орталық референдум комиссиясының мәліметіне сәйкес 5 маусымға тағайындалған республикалық референдумға халықаралық ұйымдардың және шет мемлекеттердің байқаушыларынан ТМД байқаушылар миссиясынан, ТМД-ға қатысушы-мемлекеттердің Парламентаралық Ассамблеясынан, Түркі мемлекеттері ұйымынан байқаушылар миссиясынан, ЕҚЫҰ/ДИАҚБ референдумды Бағалау жөніндегі миссиясынан байқаушылар қатысуға ниет білдіріп отыр. Сонымен қатар, Ресей Федерациясы, Тайланд Корольдігі, Армения, Қырғызстан, Молдова, Палестина, Тәжікстан, Түркия, Франция, Әзербайжан, Беларусь, Болгария, Грузия Республикаларынан шет мемлекеттер байқаушылары да қатысады. Байқаушылар референдум комиссияларының жұмысына араласпайды, бірақ толыққанды бүкіл үрдіске бақылау жасауға құқығы болады. - Сіздің пайымыңызша, республикалық референдумға шығарылып отырған мәселелердің ішіндегі ең маңыздылары қайсысы? - «Күшті Президент – ықпалды Парламент – есеп беретін Үкімет» қағидатын басшылыққа аламыз», – бұл Президент пікірі. Яғни, Қазақстанды азаматтық қоғамы қалыптасқан тиімді мемлекетке айналдыру – реформалардың берік саяси-құқықтық іргетасы, мақсаты. Меніңше, ұсынылып отырған Конституциялық өзгерістердің барлығы маңызды. Олар өзара байланысты жəне бір мақсатты көздейді, атап айтқанда: Азаматтардың Конституциялық құқықтарын қорғау. Суперпрезиденттік басқару үлгісінен бас тарту; Билік өкілеттіктерін қайта бөлу арқылы биліктің тепе-теңдігі мен теңгерімдігін қамтамасыз ету; Парламентті күшейту; Елді басқару ісіне халықты белсенді қатыстыруға конституциялық негіз қалыптастыру. - Қазақстандықтардың өмірінде барынша жылдам көрініс табатын қандай конституциялық өзгерістер бар деп есептейсіз? - Ең алдымен, менің ойымша, елді басқару ісіне қатысу мүмкіндігінің кеңеюі. Бұл бағытта ұсынылып отырған қадамдар саяси үдерістерді шын мәнінде демократияландырады. Сайлау жүйесінің өзгеруіне байланысты бір мандатты округтерден белсенді азаматтардың Мәжіліске, облыстық, аудандық, қалалық мәслихаттарға келуі саяси плюрализм ауқымын кеңейтеді. Өйткені, Жаңа Конституция қабылданғаннан кейін және тиісті заңдарға өзгерістер енгізілгеннен кейін Мәжіліс, мәслихаттар жаңа сайлау жүйесімен сайлануға міндетті. Сол кезде аудандарда мәслихаттар тек қана бір мандаттық округтерден сайланады. Облыстық мәслихаттың 50%-н, Мәжілістің 30%-ы жекелеген азаматтарға бір мандатты округтер бойынша сайлануға мүмкіндік береді. Бұл қоғам өмірінде бірден көрінетін мәселе деп ойлаймын. Екіншіден, азаматтардың конституциялық құқын қорғау үшін жасалып отырған қадамдар. Конституциялық Сот Ата заң кепілдік беретін азаматтардың құқықтары мен бостандықтарына тікелей қатысты өтініштерін және нормативтік-құқықтық актілердің Республика Конституциясына сәйкестігін қарайды. Прокуратураның құзыреті, оның жасақталуы мен қызмет тәртібі Конституциялық заңмен белгіленеді. Үшіншіден, жаңа партиялардың қалыптасуы. Қазірдің өзінде де бірнеше танымал, белсенді азамат өз партияларын құру туралы бастамаларын көтеріп отыр. Саяси партия құру тәртібі жеңілдетілді. Ол үшін 5000 партия мүшесі жеткілікті және облыстардағы өкілдіктерінің ашылуы туралы талаптардың бәріне жеңілдіктер енгізіледі. - Жердің асты мен үстіндегі байлықтың бәрі халықтың игілігі екені Конституцияға жазылмақшы. Халық мұны құптағанымен осы өзгертудегі екінші сөйлемге күмәнмен қарап отыр. Мемлекет халықтың атынан аталған игіліктерді пайдалану бойынша шешім қабылдайды дегенді қабылдағысы келмейді. Жұрттың бұл қаупі қаншалықты орынды? Бұған дейін Конституцияда жердің асты мен үстіндегі байлықтың халық игілігі екенінің жазылмауы салдарынан қандай да бір келеңсіздіктерге жол берілген бе? Жалпы бұл сөйлемді жазу не үшін қажет болып отыр? Ол жазудың Ата заңда болуы жер қойнауы мен табиғи ресурстарды игеру ісіне қандай өзгеріс әкеледі? - Қазіргі Конституцияда жер қойнауы мемлекетке тиесілі деп жазылып тұр. Әкімдер мемлекет атынан жер мәселесін өздері шешіп, халық мүддесін ескермеген жағдайлар аз емес. Халықтың жайылым жерлерінің жоқтығына байланысты-ақ жүздеген мысал келтіруге болады. Бұл мәселені шешу туралы кездесулер кезінде халық депутаттарға нақты талап қойып отыр. Конституциялық реформа жөніндегі жұмыс тобы осы мәселелерді сараптап, мынадай түзетулерді енгізді: «Жер жəне оның қойнауы, су көздері, өсімдіктер мен жануарлар дүниесі, басқа да табиғи ресурстар халыққа тиесілі. Халық атынан меншік құқығын мемлекет жүзеге асырады. Жер, сондай-ақ заңда белгіленген негіздерде, шарттар мен шектерде жеке меншікте де болуы мүмкін». Бұл қадам өте маңызды, енді жер - халықтың меншігі. Мемлекет жер ресурсын басқару процесінде ең алдымен халықтың, қоғамның мүддесін басшылыққа алу керек. Осылайша, әкімдер жерді өз қалауымен жекеменшікке беруі сияқты тәуекелдер жойылуы тиіс. Кез келген уақытта жер мәселесі туралы келісім болмаса, оны талқылауға шығаруға, шешімді жою мәселесін қоюға құқылы болады. Жерді басқаруда қате кетсе, тиісті адамдар жауапкершілік тартады, яғни жер мәселесін шешу үшін халықтан сұрау керек. Бұл Конституциялық түзетудің ауқымында қолданыстағы заңдарға өзгерістер енгізілуі, жерді басқарудың тиімді тетіктері қарастырылуға тиіс. - Конституциялық реформадағы облыс әкімдерін жанама сайлау мәселесін де халық екіұшты қабылдап отыр. Халықтың өзі тікелей дауыс бермегендіктен, жұртқа жақын басшы келе қоятынына күмәнмен қарайтындар бар. Оның үстіне әкім лауазымына үміткер екі адамды да халық ұсына алмайды. Референдумға бұл мәселе неге осы күйінде ұсынылып отыр деп ойлайсыз? - Иә, халық тікелей ұсына алмаса да, өзінің өкілдері мәслихат депутаттары арқылы облыс әкімдерін сайлайды, яғни облыс әкімдерін сайлауда – жанама сайлау құқығы енгізіліп отыр. Облыстың барлық мәслихат депутаттары жиналып, Президент ұсынған кандидаттарға дауыс береді. Бұған дейін облыс әкіміне бір-ақ кандидат ұсынылатын, мәслихаттың келісімімен жалпы дауыс берумен шешілетін. Қазір кемінде екі, мүмкін одан да көп азаматтың кандидатурасы ұсынылады және депутаттар оларды жақтап немесе қарсы дауыс береді. Бұл тәртіп те алға ілгерілеушілік деп ойлаймын. Жалпы атқарушы билікті халықтың тікелей сайлауы ауыл әкімдерін сайлаудан басталды, енді аудан әкімдерін сайлау енгізіледі. Одан кейін барып, облыс әкімдеріне кезең-кезеңмен келу мүмкіндігі қарастырылатын болар. Жалпы жергілікті атқарушы биліктегі негізгі буын - аудан әкімдері. Өйткені жерге, халықтың күнделікті тұрмыс-тіршілігіне байланысты мәселелер аудан әкімінің шешімімен жүзеге асырылады. - 23-баптың 2-тармағындағы түзету бойынша, «Конституциялық Соттың, Жоғарғы Соттың және өзге де соттардың төрағалары мен судьялары, Орталық сайлау комиссиясының, Жоғары аудиторлық палатасының төрағалары мен мүшелері қандай да бір саяси партияны қолдап сөйлемеуге тиіс», - деп жазылмақшы. Бұрын бұл санатта ондай тыйым болмаған еді. Демек, аталған лауазым иелері елдегі сайлау процестеріне араласып келген деп айтуға бола ма? Оның қандай мысалдарын айта аласыз? Ал егер бұған дейін ондай проблема туындамаса, өзгеріс енгізу не үшін қажет болып тұр? - Конституциялық өзгерістерге сәйкес өзіңіз атап отырған жоғарғы лауазымды азаматтар енді саяси партияның мүшелері болмайды. Яғни жаңа саяси конструкцияда бұл лауазымдар партиялар мүддесінен жоғары тұрады. Жасыратыны жоқ, осыған дейін, Нұр-Отанның билік партиясы болып, үстемдікке ие болғаны белгілі. Ондай проблемалар болды, ендігі кезеңде бұндай тәжірибеге жол берілмеуі тиіс. Конституциялық реформалардың мақсаты да осы. - 44-баптың 4-тармағында Президент қайта құрылатын Конституциялық Соттың төрағасын тағайындайтыны айтылған. Бұл елдегі сот билігін Президентке тікелей тәуелді ететін норма емес пе? Мысалы, Германияда Конституциялық Сот төрағасын канцлер тағайындай ма? - Президент Қасым-Жомарт Тоқаев елде 1995 жылы жұмысын тоқтатқан Конституциялық Сотты қайта құруды тапсырды, конституциялық бақылау органы қайта жанданады. Конституциялық сотты ұйымдастыру және оның қызметі, атап айтқанда нормативтік-құқықтық актілердің, оның ішінде заңдардың күшін жою жөніндегі өкілеттіктерге қатысты түпкілікті шешімдер Конституциялық Сот туралы тиісті Конституциялық Заңда реттелетін болады. Соттың өзі Төрағаны қосқанда 11 судьядан тұрады. Төрт судьяны Президент тағайындайды, алты судьяны Парламенттің қос палатасы тағайындайды. Президент Сот Төрағасын Сенаттың келісімімен, Төрағаның орынбасарын Сот Төрағасының ұсынуы бойынша судьялар арасынан тағайындайды. Бұл процесс Конституциялық сотта теңгерімділікті қамтамасыз етеді. Өзіңіз айтқандай, Германияда Конституциялық сот – ең жоғарғы сот органы. Төраға 12 жыл мерзімге сайланады. Он алты судьяның сегізін Бундестаг сайлау комиссиясы, қалған сегізін Бундесрат федералды жерлерінің өкілдері таңдайды. Сот ГФР-дің негізгі заңына түсінік береді және конституциялылықты, яғни Конституцияға федералды және жер заңдарының сәйкестігін тексереді, Бундестаг пен Бундесраттың шешімдерінің күшін жоюға құқылы. Қазақстанның Конституциялық сотының да конституциялық емес деп танылған заңдар мен баптардың күшін жоятын өкілеттілігі болады, ол арнайын заңдарда қаралады. Әр түрлі деңгейдегі судьяларды сайлау коғам көтеріп жүрген мәселелердің бірі. Бұл да кезең-кезеңімен қаралатын маңызды реформалар болмақ. - Жоғары аудиторлық палата мен Есеп комитетінің айырмашылығы қандай? - Есеп комитетінің Жоғары аудиторлық палата болып қайта құрылуы ең алдымен мемлекеттік бюджетті бақылауды күшейтеді, мемлекеттік қаражатты жұмсаудың тиімділігін арттырады. Бұл құрылым Мәжіліске есепті болмақ. Мәжіліс депутаттары – 98 адам халықтың өкілдері, яғни бюджет қаражатына Мәжіліс арқылы халық бақылауын күшейтеді деп айтсақ артық болмас. Бұл жерде Жоғары аудиторлық палата тек қана республикалық бюджеттің орындалуын ғана емес, квазимемлекеттік сектордағы мемлекеттік қаражат, жергілікті бюджет – барлығына сараптама жасайды және жылына екі рет Мәжілістің алдында есеп береді, - деп Конституция жобасына енгізіліп отыр. Аудиторлық палата тек қана жылына екі рет есеп беріп қана отырады деп ойламаймын, нақты жобалар бойынша, депутаттармен қоян-қолтық жұмыс істеу арқылы бюджеттің атқарылуының сапасын арттыруға ықпал ететін мықты институт болмақ. - Заң қабылдау процесіндегі Мәжіліс пен Сенаттың құзыретіне қатысты өзгертулерді қарапайым тілмен түсіндіріп беріңізші. Заңды қабылдау құзыреті екі палатаның біріне ғана берілетін болса, екіншісін ұстаудың қажеті қандай? - Қазіргі тәжірибеге қарасаңыздар заңдардың көпшілігі қоғамда Мәжілісте шешім қабылданғаннан кейін талқыланады. Бұл жерде Сенаттың көпшіліктің мүддесін ескере отырып, Мәжіліске қайтару мүмкіндігі бар. Оның үстіне аймақтардың мүдделері, ұлттар мәселесі және т.б. Сенат жұмысында шоғырландырылады. Заңдарды қабылдау тәртібі Мәжіліске басымдық беріле отырып, Конституциялық өзгерістерде көрсетілген. Парламентке байланысты Конституциялық өзгерістер заңдардың сапасын жақсартуға, қоғамдағы өзекті мәселелердің Парламентте талқылануына бағытталған. - 83-бапта «Адам құқықтары жөніндегі уәкіл өз өкілеттіктерін жүзеге асыру кезінде тәуелсіз болады және мемлекеттік органдар мен лауазымды адамдарға есеп бермейді» деген сөйлем енгізіліп жатыр. Бұл не үшін қажет? Бұған дейін аталған уәкіл осындай кедергілерге тап келіп, соның кесірінен адам құқықтары елімізде табанға тапталған жайттар болды ма? Солай болса, қандай нақты мысал келтіре аласыз? - Халық арасында құқықтарымыз бұзылды деген пікір жиі естілетін болды. Сенатқа қабылдауға келген азаматтар да, халықпен кездесулерімізде де осы мәселе көтерілді, яғни проблема бар. Әлемдік тәжірибеде адам құқықтарын қорғаумен тек құқық қорғау органдары ғана емес, тәуелсіз институттар да айналыса алады. Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің негізгі міндеті азаматтардың құқықтарын қорғау. Бұл да ҚР азаматтарының құқын қорғауға бағытталған қадам. Қаңтардағы оқиғаларды тергеу кезеңінде Адам құқықтары жөніндегі уәкіл іс жүзінде алғашқы күннен бастап белсенді жұмыс атқарғаны белгілі. Омбудсмен, беделді заңгерлер бастаған тәуелсіз қоғамдық комиссиялар прокуратура органдарымен тығыз өзара іс-қимыл жасап, өз ұстанымдарын ашық білдірді және азаматтарымызды қорғады. Нәтижесінде заңсыз үкімдердің тәуекелдерін едәуір төмендетуге қол жеткізілді. Омбудсменнің мемлекеттік органдар мен лауазымды тұлғаларға тәуелсіздігі мен есеп бермейтіндігі, сондай-ақ оған ешкімнің тиіспеуі кепілдігі бекітілетін болады және өз жұмысы кезеңінде Сенаттың келісімінсіз тұтқындауға немесе күштеп әкелуге де болмайды. Уәкілдің тек Сенаттың келісімімен ғана құқық қорғау органдарымен ұсталуы мүмкін деген сөз. Бұл оны құқық қорғау және басқа мүдделі органдарының қысымынан қорғау, яғни оны тәуелсіз ету үшін қажет. Бұл орайда да Конституциялық заңның қабылдануы көзделеді, яғни бұл тетік қалай іске асырылатынын біз талқылап, нақты ұсыныс енгізуге тиіспіз. Барлығы Адам құқықтарын қорғау институтын күшейтуге бағытталған. Адам құқықтары жөніндегі Уәкілдің жергілікті жерлерде де уәкілдері болады. Бұл қадамдардың бәрі маңызды, жергілікті жерлерде азаматтардың құқықтарын қорғалуына сапалық өзгерістер әкеледі. - 87-баптың 4-тармағында Республика Президенті өзінің ұйғаруы бойынша облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және астананың әкімдерін қызметінен босатуға құқылы екені айтылған. Мәслихат өкілдерінің келісімі ескерілмей ме? Тағайындаған кезде солардың жанама дауыс беруі арқылы шешім қабылданды емес пе? - Мәслихат депутаттарының облыстың да, қаланың да, ауданның да әкімдерін қызметінен босатуға құқығы бар. Қазіргі заңнама бойынша, егер мәслихат депутаттарының 1/5 тиісті әкімді орнынан алу туралы бастамашылық жасаса, ол мәслихат сессиясында қабылданса, әкімді орнынан босату туралы мәселені Президенттің немесе жоғары тұрған әкімнің алдына қою құқығы бар. Сондықтан да мәслихат депутаттарының пікірі әкімді жұмыстан босатуда есепке алынады. -Сұхбатыңызға рахмет!
https://www.inform.kz/kz/oblys-akimderin-saylau-maselesi-kezen-kezenimen-karalady-senator_a3939840